Надо ли слушаться того, кто не прав?

Проповедь о послушании в неделю воспоминания Адамова изгнания

Почему, дорогие братья и сестры, накануне Великого поста святые отцы предлагают нам вспомнить Адамово изгнание из рая, мы слышали вчера на вечернем богослужении в синаксарии на этот день. Они проводят параллель между заповедью не вкушать от древа «познания добра и зла» и заповедью православной церкви к людям поститься. Как Адам, преступив заповедь-пост пал, ввергнув в пучину страданий весь род человеческий, так и мы, если не будем упражняться в воздержании, с легкостью можем стать добычей дьявола.

Но, конечно, не об одном только посте нас поучает пример согрешивших Адама и Евы. Для многих их райская жизнь, а потом изгнание из рая – это какой-то миф или сказка. Не понимая духовной красоты рая, современные художники рисуют примитивные картинки, на которых изображен Адам в виде Аполлона, дерево с запретным плодом в виде яблока (почему, кстати яблока, а не банана, например), змею и так далее. Но рай, в первую очередь был еще и духовным раем. Ибо до грехопадения даже все материальное было духовным. И прародители наши имели тело не такое, как у нас. Они имели тело духовное. Что это значит? Мы можем посмотреть только на признаки его, которые показал нам Спаситель и святые его. Обладающий материальным телом не может, например, ходить по водам. А Господь мог, и Петр мог. И святые могли – это мы видим, читая их жития, например, Марии Египетской. Спаситель, как мы знаем, мог проходить через закрытые двери. Он и святые Его могли творить чудеса, например, оказываться в месте, далеко отстоящим от места, где они только что были. В раю материальное все было в согласии с духовным. И даже звери служили человеку.

И вот случилась катастрофа. Произошла она вследствие непослушания. Что говорит православная мудрость? Послушание превыше поста и молитвы. Те, кто не любит эту добродетель, говорят, что они должны сами проверить сначала, правильное дело просят их сотворить те или другие, а потом уже послушаться или нет. И попадают под власть дьявола точно так же, как это случилось с первозданным Адамом. Отказывая в послушании другому, мы попадаем в сети гордости, которые раскинул для нас враг рода человеческого. Как нам этого избежать? Способ только один. Мы должны навсегда усвоить, что послушание не только тогда хорошо, когда мы слушаемся, как нам кажется, в правильных делах. Послушание важно нам как добродетель. Оно необходимо для приобретения смирения. А помните, что смирение – это то первое, что необходимо для Спасения. Скажут, а если тот, кому я должен оказать послушание, ошибается, и было бы лучше сделать по-другому? Ответ: для того, чтобы исправить человека или его мысли, нам нужно выказать ему любовь. Только любовью можно его исправить. Все остальные попытки – это попытки, связанные с насилием. Если даже он исправится, он сделает это как бы через силу. Когда мы слушаем другого человека, когда мы его слушаемся, — мы как раз и дарим ему свою любовь. Как минимум, он будет нам доверять. И вот тогда уже, после, мы можем ему посоветовать что-нибудь полезное как другу и попытаться его изменить. Но нельзя забывать и о том, что и мы сами, конечно-же, можем ошибаться, не зная всех обстоятельств дела, которое нам предлагают. И поэтому тоже не должны мешать нашему наставнику управлять нами для осуществления задуманного. Что хорошего будет, если солдат перед выполнением приказа начнет спорить со своим командиром да выяснять, почему он решил послать его на врага пешим, а не на танке, сейчас, а не завтра. Скорее всего, армия с такими солдатами проиграет войну.

С теми, кто по чину своему просит нас о послушании (а это священники в храме, регенты для певчих, начальники на работе, мужья для жен и т.д.) нам нужно быть вместе не только в заведомо хороших, правильных делах, но и делах ошибочных. Если дело действительно не правильное, то мы имеем возможность разделить с этим человеком последствия его ошибочного поступка, как и Господь своим примером учит нас, ибо он взял на себя все наши грехи, а тем более, понес последствия их. А разделить с человеком его наказание за ошибку, или полностью взять его наказание на себя и есть самая настоящая любовь. Ибо для христианина не дела важны, а то, что с помощью этих дел он приобретает для своей души. Конечно, все сказанное здесь относится не к известным негодяям, цель которых и есть совершить зло. Мы должны оказывать послушание тем, кому доверяем. Про кого мы знаем, что он не хочет зла, а только может ошибиться. А если мы ему не доверяем, то мы его и не очень-то любим.

Послушание важно и в семье. Из сказанного выше можно вывести мысль, что слова «да убоится жена мужа» сказаны апостолом по той же причине. Конечно, не как злодея она должна убояться его. Иначе, что это за брак, когда один боится другого. Именно убоится ослушаться мужа, ибо тем самым она показывает, что не любит его должным образом, ибо любовь в послушании. Мужу заповедано любить жену. А она да убоится потерять его любовь. У мужа очень большая ответственность перед Богом за семью. С него Господь спросит за всех его домашних, за жену, за детей, а может и за других кого. А с жены спрашивает муж. И он для нее, что Господь для него. Так же и для детей. Ведь семья – это образ Церкви. Так и говорят, семья – это малая Церковь. Значит, в семье, муж – как голова этого тела, как священник в церкви и не побоюсь сказать, он должен быть образом Христа.

Вот чему учит нас пример наших праотцев, которые ослушались Бога. Тогда для них результатом этого поступка стала потеря ими благодати Божией. И мы с вами, дорогие братья и сестры, также лишаемся Божьей благодати, когда спорим с ближними и не выполняем того, что нам положено или заповедано ими. Ибо только когда мы научимся быть в послушании друг у друга, мы научимся быть послушными самому Богу. И можно сказать, когда мы слушаемся людей, рассматривая послушание как добродетель, мы оказываемся в послушании у самого Христа, который есть основоположник заповедей, приводящих нас к возвышенной, Божьей любви. Аминь.